Статьи и публикации

 В наш век мобильного Интернета радиосвязь кажется пережитком старины.
Тем не менее, оперативная связь на небольших расстояниях будет требоваться ещё долго. Такую возможность обеспечивает радиосвязь в гражданском диапазоне частот. Для приобретения аппаратуры гражданского диапазона частот, доступной любому человеку, так как не требуется специальных лицензий на покупку, достаточно иметь совсем не большую сумму денег. Пользоваться радиоэфиром на просторах нашей страны бесплатно не разрешается никому.  Но постановление правительства РФ от 13.10.2011 отменило обязательную регистрацию радиостанций диапазона 27 МГц мощностью до 10 Вт и диапазона 433 МГц мощностью до 10 мВт.
 В покупке и установке радиостанции в автомобиле толк, определённо, есть.
Личная радиостанция – одна из многих составляющих безопасности на дорогах города и загородной трассе. В Санкт-Петербурге работают такие службы как «КРИК», «ПИТЕР» или «НЕВА», которые сообщат водителям об обстановке на улицах, «пробках», авариях. Информация – самая достоверная. Диспетчера получают новости от водителей, которые в данный момент находятся в данном месте, и тут же передают в эфир. Кроме того, Вы можете задать интересующий Вас вопрос. Ответ получите исчерпывающий, так как вопрос будет услышан не только диспетчером, но и многими участниками радиоэфира. В загородных поездках не лишним становится настройка радиостанции на частоту водителей «дальнобойщиков». Это 15-й канал центральной сетки в амплитудной модуляции. Здесь вам расскажут о местах контроля скорости и веса, о состоянии дорожного покрытия, автозаправках и ещё многих полезных в дальней дороге вещах. Небольшая ремарка. Вам не будут посылать SMSку на сотовый телефон и сообщать, что на такой-то версте лежит бревно поперёк дороги. Проезжающий мимо водитель не будет писать об этом в «блоге». Водитель просто нажмёт тангенту и сообщит «Внимание! Для всех в канале…».
Установка радиостанции в автомобиле – не слишком сложна. Подключается радиостанция, как и автомагнитола, к бортовой сети напряжением 12 вольт.
Правда, нужна соответствующая наружная антенна, которая крепится к кузову и согласуется с массой автомашины. В противном случае Вы не сможете разговаривать с далекоедущими водителями. Но эта проблема легко и просто решается, главное совсем дёшево в соответствующих мастерских.
Следует особо сказать, что наиболее дешёвой радиосвязи для диспетчерских служб не отыскать. Радиостанциями гражданского диапазона пользуются многие малые предприятия, осуществляющие развозки товаров, грузов и пассажиров. Большое число каналов радиостанций позволяет настроиться на свободные частоты. Места в  радиоэфире хватит всем.  В носимом варианте радиостанции гражданского диапазона используются на рыбалке, сборе грибов и ягод или просто на отдыхе в зоне, не охваченной ретрансляторами мобильных телефонов. Просто, надёжно и опять-таки дёшево.
К месту можно упомянуть, что, пользуясь преимуществом радиостанций гражданского диапазона, строители применяют портативные носимые рации на строительных площадках, так как эксплуатация раций мощностью 10 милливатт диапазона 433 МГц не требует оплаты госпошлины в органах Госсвязьнадзора. Опять же стропиль, не станет звонить крановщику по сотовому телефону «вира помалу», это проще сделать, нажав тангенту рации. Носимые портативные рации гражданского диапазона, применяются на охраняемых объектах, аварийно-спасательных работах, в экстремальных видах спорта.
Теперь обратимся к вопросу выбора аппарата.
На «питерском рынке» предлагается большое разнообразие моделей в широком ценовом диапазоне. Начнём с основного. Вся аппаратура гражданского диапазона предназначена для передачи и приёма речевых сообщений в амплитудной или частотной модуляции. 
 К самым простым моделям, не имеющим ничего сверх основных функций, относятся “
MEGAJET 300” и “MEGAJET 100”. Минимальное количество ручек управления. Регулятор громкости, совмещённый с выключателем, и подавитель шумов в моменты отсутствия радиосигнала. Тумблер переключения вида модуляции и две кнопки выбора номера частотного канала в сторону увеличения или уменьшения. Всё просто. Выбрал канал диспетчерской службы, нажал тангенту – поговорил, отпустил тангенту – послушал. Захотел пообщаться с водителями, выбрал другой канал, переключил вид модуляции – послушал, нажал тангенту – поговорил. После завершения переговоров вращением ручки шумоподавителя устраняются характерные «шипения» атмосферных помех в динамике радиостанции. “MEGAJET 300” имеет 40 частотных каналов, “MEGAJET 100” – 120, разделённых на три сетки по 40 каналов.
 Дальше начинаются дополнительные возможности аппаратов, которые используются потребителями радиосвязи гражданского диапазона в соответствии с их запросами.
 Возможность прослушивания двух каналов или поочерёдного прослушивания всех каналов. Удобная функция, если вы работаете с двумя диспетчерами или необходимо определить занятые и свободные от переговоров каналы. Здесь следует учитывать при выборе аппарата следующие моменты. “MEGAJET 200”  имеет 120 частотных каналов и возможность прослушивать любые два из них или поочерёдно все. Последующие модели “MEGAJET 400, 600, 800 и 3031M” имеют 240 частотных каналов, разделённых на шесть сеток по сорок каналов. Функция действует только в пределах одной сетки, что создаёт невозможность прослушивать два канала, находящихся в разных частотных сетках. Кроме того, функция перестаёт действовать, если требуется прослушать каналы на разных видах модуляции. Такое неудобство устранено  в аппаратах “MEGAJET 600+” и “MEGAJET 700”. “MEGAJET 600+” поочерёдно прослушивает все 240 каналов или два любых из 240 в одном виде модуляции. “MEGAJET 700” имеет 400 каналов, разделённых на десять сеток по сорок каналов. Эта модель может поочерёдно прослушивать все четыреста частотных каналов или два любых канала в различных видах модуляции из четырёхсот имеющихся. 
 Функция быстрого включения канала требуется пользователям радиосвязи, которые общаются с различными группами абонентов. Модели “MEGAJET 400 и выше” имеют кнопки для выделения и записи в память сеток и номеров частотных каналов. Эти кнопки дают возможность сразу переключиться на нужный частотный канал, не тратя времени на выбор частотной сетки и номера частотного канала. Следует обратить внимание, что только модель MEGAJET 3031M” имеет отдельные кнопки для функции быстрого включения канала. Во всех остальных моделях каждая кнопка выполняет две функции. Это создаёт определённые трудности, так как приходится следить за тем, на выполнение какой функции включена кнопка, и перед нажатием, осуществлять переключение. К тому же, вид модуляции не записывается в памяти вместе с частотной сеткой и номером частотного канала. Вид модуляции приходится устанавливать отдельно. Исключение составляет модель “MEGAJET 700”, единственный аппарат, который записывает в памяти не только сетку и номер частотного канала, но и вид модуляции.
 Одна из немногих функций, которая действительно нужна в процессе работы, - это автоматическое подавление эфирных шумов в моменты отсутствия радиосигнала. Этой функцией оснащены аппараты “MEGAJET 600 и выше”. Удобство функции автоматического шумоподавления заключается в том, что исчезает необходимость постоянно вращать ручку регулятора после окончания переговоров. Автомат шумоподавления отключает воспроизведения звука в динамике в моменты отсутствия радиосигналов и пользователь не слышит характерного «шипения» эфирных помех. Воспроизведение звука включается только в моменты появления радиосигнала.
  
 Отображение на экране значения частоты установленного канала. Эта функция бывает полезной при работе с абонентами, использующими аппаратуру других моделей или производителей, у которых применяются иные обозначения сеток диапазона и частотных каналов. Чтобы облегчить настройку, просто устанавливают нужную частоту в мегагерцах. Кроме того, модели “MEGAJET 400” и “MEGAJET 3031M TURBO” имеют дополнительную функцию сдвига всего частотного диапазона на, так называемые, «российскую» и «европейскую» сетки. Здесь следует заметить о том, что в различных странах пользователи радиосвязи гражданского диапазона работают на частотах, отличающихся только последней цифрой. Это и есть «российская» и «европейская» сетки. Тем, кто выезжает за границу, функция отображение на экране значения частоты установленного канала помогает определить, на какие сетки настроен аппарат.     Модели “MEGAJET 400 и выше” имеют звуковую индикацию нажатия кнопок. Модели “MEGAJET 600+”, “MEGAJET 800”  и “MEGAJET 3031M TURBO” снабжены дополнительной функцией звукового сигнала окончания передачи. Эта функция вызывает много споров. Есть пользователи, которые считают удобством не произносить в конце фразы слова «перехожу на приём», другие же слушатели уверяют, что «писк» бипера, обозначающего окончание фразы, - раздражает.
 На этом перечень функций аппаратуры радиосвязи гражданского диапазона заканчивается. Конечно, есть аппаратура, которая снабжена очень специфичными возможностями. Такими, например, как разнос частоты передачи и приёма или работа в «одной боковой полосе», но это востребовано только радиолюбителями и увеличивает стоимость аппаратуры, так, что в повседневной работе никем не используется.  
 Несколько слов о портативных носимых рациях.
Эта аппаратура предназначается для оперативной связи на небольших площадях. Самый реальный пример использования – строительная площадка. Для обмена информацией в рабочем порядке не требуется специфических функций. Приём и передача коротких речевых сообщений, аппарат находится либо в руке, либо лежит в кармане. Отсюда следует: кнопок и ручек - как можно меньше, мощность передатчика - как можно больше. При работе от аккумуляторных батарей, следует выбирать наибольшую ёмкость аккумулятора, чтобы дольше работать от одной до другой подзарядки.
Самое распространённое заблуждение: «купим две портативные рации по цене меньшей, чем стоимость одной штуки с надписью
ICOM …». Такое знание экономики хорошо для одноразовых выездов к морю на пикник. Для серьёзной работы следует выбирать модели с повышенной вандалоустойчивостью и возможностью ремонтировать аппаратуру.
 В заключение о дальности радиосвязи. Все привыкли общаться по сотовым телефонам с международным роумингом. Но мало кто знает, что охват всей цивилизованной поверхности земного шара возможен при наличии антенн ретрансляторов, которые подняты высоко над землёй и «видят» всех, кто находится в круге видимости. Такие круги видимости соприкасаются друг с другом, как соты в улье. Радиус круга видимости определяется математическим уравнением, где основная величина – это высота подъёма антенны над поверхностью земли. При среднем росте человека 1 метр 70 сантиметров дальность радиовидимости составит километров пять (в реальной жизни это над водной поверхностью). В лесах и холмистых полях дальность радиосвязи достигает трёх километров, в городской черте километр или полтора. За использование ретрансляторов сотовые операторы взимают плату.
При общении непосредственно друг с другом денег с разговаривающих взимать некому.  
Дальность радиосвязи автомобильных радиостанций определяется аналогичным образом. Поскольку высота подъёма антенны ограничивается четырьмя метрами, автомобилисты могут общаться друг с другом в радиусе, не превышающем десять километров. Надо особо сказать, антенна не просто кусок проволоки. Один неизвестный радиолюбитель, возможно это был сам Александр Попов, заметил: «Вопрос о радиосвязи, это – вопрос об антеннах». Выбор антенны - момент более ответственный, чем выбор приёмопередатчика. От антенны зависит дальность и разборчивость радиосвязи. Для «питерского» климата наиболее подходят антенны производителей “LEMM” и “SIRIO”. Антенны выпускаютя с высотой штыря от шестидесяти сантиметров до двух метров. Маленький совет. Не гоняйтесь за короткими антеннами. Природу обмануть невозможно. Лучше всего проконсультироваться с монтажниками радиостанций, которые смогут определить какая антенна подходит для конкретного кузова автомобиля, места установки и способа крепления антенны.  
Теперь, после краткого обзора, можно сделать вывод, что и кому требуется и с какой целью использовать. Подробнее с техническими характеристиками аппаратуры можно ознакомиться на radio27.web-box.ru


×
Экспресс-Электроника